Тепло души для ветерана

Как известно, в области проходит предновогодняя акция «Поделись теплом своей души». Объявлена она накануне Губернатором Кузбасса Сергеем Цивилёвым и адресована участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. В её рамках намечены поздравления ветеранов с Новым 2020 годом, а также посильная помощь тем, кто когда-то сражался за мирное небо над нашей головой. Любой, в ком живёт благодарность к нашим ветеранам, в ком не угасло то самое «тепло души», может помочь им по хозяйству, убрать снег, сходить в магазин за продуктами, вручить памятный подарок.

В акцию активно включились и представители городской администрации. Так, на днях Глава города Сергей Кузнецов, а также его заместители, депутаты городского Совета народных депутатов, руководители предприятий лично посетили на дому участников и инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих в Новокузнецке. Они поздравили наших фронтовиков с наступающим праздником, поблагодарили каждого из них за мужество и героизм, проявленные в боях за Родину; вручили корзины со свежими и ароматными фруктами и предновогодние наборы.

Побывал Глава Новокузнецка в гостях и в Абагуре-Лесном у ветерана Великой Отечественной войны Марковея Тихоновича Рязанова. Родился будущий фронтовик в большой и дружной семье староверов, девятым по счёту, самым младшим. Жили Рязановы в то время в селе Иониха Алтайского края. Правда, с возрастом старшие братья уехали искать работу и семейное счастье в индустриальный Сталинск. А самый «младшенький» Марковей, трудолюбивый, с добрым нравом, остался с родителями. Когда началась война, из Ионихи ушли почти все мужчины. И потому в 14 лет Марковею пришлось быть бригадиром в женской бригаде, на уборке хлебов, другой крестьянской работе. «Остался он в селе за главного – взрослого – мужика. Руководить женщинами», – уточняет его сын Сергей Марковеич. Однако в 1943 году пришёл черёд идти на фронт и семнадцатилетнему Марковею. Он да ещё один юноша-одногодок были последними в деревне, кого ещё можно было призвать на войну. Под причитания матери Василисы Игнатьевны вслед за семерыми старшими братьями, что в это время уже воевали на фронтах Великой Отечественной, ушёл сражаться с фашистами и «младшенький» Марковей. Вернее, уехал на телеге, запряжённой колхозной лошадью, сначала на призывной пункт в Бийск. А затем поездом – на курсы младших командиров в Красноярск. После полугода учёбы Марковея Рязанова назначают командиром отделения из сорока человек. И тут же в составе 12-й гвардейской мотобригады направляют на Первый Украинский фронт, которым командовал маршал Иван Конев.

Немало довелось пройти Марковею Тихоновичу фронтовых дорог. Но особо памятным боем стало сражение под Бреслау (ныне город Вроцлав, на территории Польши). Батальону, в составе которого был Марковей Тихонович, было дано задание: занять высотку у одной из польских деревень. «Вместе со станковыми ручными пулемётами мы под прикрытием ночи стали забираться на высоту. Занять её удалось. Тем более, что она была плохо охраняема. На самой вершине находилась лишь оружейная мастерская, в которой восемь немцев ремонтировали покорёженное в боях оружие. Всего лишь восемь фрицев. Взяли их в плен. Но пришёл приказ: «Расстрелять ремонтников!» Поставили их к стенке, а в душе всё равно жалость проснулась: «Ну и кто вас, таких вот молодых дурачков, послал на фронт? Зачем вы пришли на нашу землю? За что вот сейчас умираете?» Расстреляли, конечно», – вспоминает Марковей Тихонович. Дождались дня. Перед ними, как на ладони открылся вид деревни со снующими по деревенским улочкам машинами и фашистами, которые спустя некоторое время поняли, что высотка им уже не принадлежит. Она занята отважным батальоном. И тогда началась атака с воздуха. Целый день советские солдаты под бомбёжками вражеских самолётов удерживали взятую высоту. Потери среди наших бойцов были катастрофическими. Погиб почти весь батальон. Живые лежали вперемешку с мёртвыми и со стонущими ранеными, у которых под смертоносным градом металла были оторваны руки, ноги…«Помню, как один старший лейтенант с криком: «Вот вам, сволочи!» стал строчить по самолётам из пулемёта. Какая-то секунда. И всё! Взрыв, и его мгновенно разметало по близстоящим деревьям. Задело осколками и меня. Разворотило весь правый бок, руку, ногу…», – рассказывает ветеран. Некоторые из осколков до сих пор по телу Марковея Тихоновича «блуждают». Или, как выразился сын Сергей: «С той самой войны они в нём шевелятся».

Сибиряку повезло: его подобрали и отнесли в медпункт наши бойцы, которые освободили деревню. Оказалось, что миссия батальона, взявшего высотку, сводилась к тому, чтобы отвлекать врага с тыла. А другой батальон в это время внезапно нагрянул на засевших в этой местности фашистов.

В деревенском медпункте раненого Марковея Рязанова перевязали и отправили на лечение в госпиталь в Кисловодск. Там же, через два с половиной месяца он и встретил Победу. «Собрали нас всех, раненых инвалидов. И объявили: «Ребята, победа!» Рады мы были этим словам до смерти. И даже выпили за такую радость. В качестве угощения нам каждому выдали по сто грамм водки», – вспоминает Марковей Тихонович. После лечения возвратился домой. Но теперь уже не на Алтай, в свою родную Иониху, а приехал к старшим братьям-фронтовикам в Новокузнецк. Из них, семерых воевавших на фронте, – шестеро остались в живых. На одного из них в годы войны пришла повестка: «Пропал без вести». Но много лет спустя следопыты нашли на поле боя останки их брата. На торжественное захоронение поехала его жена. «Все семеро братьев были дружными и сплочёнными. Воспитывал их отец Тихон Александрович довольно строго. Сам он воевал в Первую мировую войну с немцами. С фронта принёс саблю, которая в качестве трофея висела в доме деда Тихона, или, как мы все его звали, «Тяти». Помню, как старший отцовский брат, который прошёл всю войну, просил у нас, мальчишек, балующихся папиросами, дать немного закурить. «Но только так, чтобы «Тятя» не увидел», - с оглядкой просил фронтовик», – с улыбкой вспоминает Сергей Марковеевич.

После войны все братья в День Победы собирались за праздничным столом. Рассказов о боях не было. Слёзы проступали на глазах этих суровых мужчин только от воспоминаний одного из них, который четыре года провёл в фашистском плену. Перенёс неимоверные издевательства и страдания. В настоящее время все братья-фронтовики Марковея Тихоновича умерли. В живых остался только он один, «младшенький». Так что в этот знаменательный юбилейный День Победы Марковей Рязанов будет главным за праздничным столом. Один от лица всех своих родных братьев-победителей.