5 книг о Новокузнецке, которые стоит прочесть каждому

Известный популяризатор чтения Михаил Фаустов определил пять книг о Новокузнецке, которые стоит прочесть каждому. В его личный рейтинг вошли произведения, в каждом из которых наш город открывается с разных ракурсов. Пусть субъективно, зато неформально, неофициально и честно – о городском характере и особенностях.

Михаил Фаустов создал и развивает серию чемпионатов по чтению вслух «Открой рот», на которых участники и зрители читают "неожиданные тексты без подготовки". Такие литературные события стали популярными и с помощью энтузиастов захватили уже десятки городов нашей страны и вышли за ее пределы. 

Михаил — настоящий посол Новокузнецка. Он с большой экспрессией и симпатией рассказывает о родном городе. И в силу профессии неплохо разбирается в вопросах чтива, чтения, прочтений. Его мнение заслуживает внимания.

К своему стыду я не смог вспомнить большого количества книг «про Новокузнецк». Мой друг литературный критик Константин Мильчин порекомендовал мне обнаруженный в недрах онлайн-книготорговли «шедевр» под названием «Новокузнецкие киллеры», принадлежащий перу некоего Рудакова, биографа персонажей типа Славы Япончика и Лаки Лучиано. Как сейчас модно говорить, «не зашло». Поэтому в приведенном ниже «топ файв» будут другие книги, может быть не всегда книги, но обязательно про Новокузнецк или же касающиеся Новокузнецка тем или иным боком. Речь в них все равно идет о моем родном и любимом городе.

5. Каталог выставки группы «Трива»

triva.jpg

Еще раз стыдно. Про Николая Бахарева я, конечно, знал почти с детских лет, а вот про «Триву» — нет. А надо бы. Я попал на их выставку в Новосибирске, а каталог мне несколько раз пытался подарить великий художник Мизин. Каталог несколько раз пропадал, пока не пропал окончательно. Сейчас о фотографиях «Тривы» написано сотни раз во всех интернетах, знаменитую тётку с плакатом «Счастье» не видел только ленивый. Это «Счастье» могло бы стать таким же символом Новокузнецка, как «Счастье не за горами» в Перми. Но, честно говоря, не хочется. Хочется для Новокузнецка счастья. настоящего. И хочется, чтобы город помнил своих героев — и участников «Тривы» в том числе. Воробьев-Соколаев-Трофимов достойны своего места в пантеоне знаменитых новокузнечан. Также как и Ростислав Бардокин. Автор следующей книги.

4. Ростислав Бардокин. «Записная книжка»

bardokin.jpg

Ростислав подарил мне её во время случайной встречи в Новокузнецке. Я ехал обратно в Новосибирск (тогда жил там) и читал подарок по дороге. Записные журналистские книжки — это жанр, рожденный классиками типа Константина Симонова, доведенный до совершенства Александром, прости, Господи, Прохановым. Большинство историй из биографии Бардокина, рассказанных им самим, я, впрочем, не запомнил. Видимо потому, что у самого подобных историй не меньше, хоть я и не журналист. В сухом остатке осталась лишь одна — о московском воротиле, который затащил автора на столичное party дабы накормить заморским кушаньем ЛСД. В обмен коварный нувориш просил новокузнецкого журналиста возвести напраслину на одного кемеровского чиновника федерального масштаба. История по сюжету сильно напоминала легендарный шансон-хит «Стоял я раз на стреме», только вот наш герой не принял у искусителя «денег и жемчуга стакан», чиновник же хранит свою непорочность и доныне. Запомнил я этот рассказ, однако, из-за того, что по некоторым характерным деталям смог опознать москвича, с которым меня тоже пару раз на пару секунд сталкивала судьба в конце 90-х. Марок мне этот человек не предлагал, может и зря. Дело, кстати, было в Кемерово, откуда следующий участник нашего топа.

3. Сергей Солоух. «Рассказы о животных»

soloukh.jpg

Эта небольшая книжка о трассе Кемерово – Новокузнецк. Читаешь — и накрывают ностальгические воспоминания о начале 90-х, когда я ухитрялся проезжать по этой дороге туда-обратно дважды в день. Я знал на этой дороге каждую кочку, несколько друзей и хороших знакомых погибли на этой дороге, некоторые оказались на больничной койке, иные отделались легким испугом, забыв свернуть на Демьяновке и оказавшись в кустах. Только книжка Солоуха совсем не про это и не совсем про Новокузнецк, не про Кузбасс, да и не про животных. Нехитрая метафора дороги, по которой туда-сюда мечется главный герой, казалась близка мне, потому что, было дело, метался сам. И вот недавно довелось познакомиться с автором. Он оказался хорошим, тихим и мудрым человеком. Мы оба были простужены, нам обоим было тяжело говорить, и мы обязательно встретимся снова.

2. Игорь Подшивалов «Анархия в Сибири»

podshivalov.jpg

Немного сумбурно написанное, но бесспорно полезное историко-краеведческое исследование известного сибирского диссидента, анархиста, проповедника областничества, ныне покойного Игоря Подшивалова неожиданно стало очень модным в московских литературных и около кругах пару-тройку лет назад. Забытые герои, сопротивлявшиеся и белым и красным, неизвестные подробности и исторические факты — в том числе и про Кузнецкий уезд — работа автором была проделана удивительная. Для тех, кто хочет знать историю Сибири, историю родного города эта небольшая книжка в мягкой обложке — если не учебник по краеведению, то важное дополнительное чтение. Герои и негодяи революционных времен пусть остаются в памяти. Важно это и нужно.

1. Гарий Немченко. «Хоккей в сибирском городе»

nemchenko.jpg

Отец по инерции называл новый стадион «коробкой». Он привел меня туда в пятом или шестом классе, в компании своих друзей, там еще не было сидений, но уже была крыша. Под крышей висели гигантские памятные сетки с номерами и фамилиями прославленных ветеранов «Металлурга». Сетка Олега Короленко была одной из них. Короленко, «Каря», был прототипом главного героя рассказа Гария Немченко Вити «Дани» Данилова. По странному совпадению хоккеист Короленко повторил судьбу описанных в рассказе Немченко ветеранов КМК, которые после ухода на пенсию устраивавшихся чистить лед на «коробку». Почетный гражданин сибирского города Олег Короленко буквально до недавнего времени работал бригадиром заливщиков льда на стадионе. Он остался в Новокузнецке и живет в нем до сих пор.

Я не литературовед, и не могу дать определение понятию «сибирская проза», но рассказ Немченко очень сибирский. С первой строчки я стал словно жить в нем, болеть за команду второй лиги, в которую был влюблен вместе со мной весь город. Но я ведь и вправду болел. И взрослые мужики, отцовские друзья болели. И они помнили, как все было тогда, как все случилось на самом деле в этой немудреной истории со счастливым концом. Говорят, что все было не совсем так, но у Немченко наши выиграли. «Даня» забил свою фирменную шайбу и прошелся по проспекту Металлургов с женой и детишками. А сибирский город смотрел ему вслед.

Ранней весной 2000-го я попал в аварию на трассе Кемерово — Новокузнецк (см. пункт.3 , да и я там отметился). Пробил башкой лобовик, вылез под проливной снег, промок до нитки, пока водитель служебного «вольво» искал тягач. Я же каким-то чудом уговорил незнакомых людей доставить-таки меня до Кузни. Я тогда жил, простите, в Кемерово и я опаздывал на хоккей. Я ездил почти на каждую домашнюю игру любимой команды. Был, кстати, и на знаменитом полуфинале с «Динамо», когда возвращаясь домой к родителям шел в многотысячной толпе по Металлургов, когда одна сторона улицы запевала победное «Оле-оле», а вторая отвечала — «Металлург чемпион!»…

Отцовские друзья, с которыми мы ходили в 80-х на едва построенный стадион, сегодня уже неживые. Отец на стадион не ходит, смотрит хоккей по телевизору, да и то не всегда, чего, говорит, расстраиваться. А я…если мне когда-нибудь доведется оказаться с глазу на глаз с теми, кто отнял у моего города хоккей, поверьте, у меня есть что им сказать. Кем бы они ни были.